Вчера пересматривала фильм "Сало, 120 дней Содома" Пазолини. Кстати, заранее предупреждаю: детям, беременным женщинам, слабонервным и людям с заболеванием сердца это лучше не смотреть). Очень много насилия и извращений

Потом листала рецензии в сети. Практически везде пишут, что это фильм об ужасах фашизма. Дескать, Пазолини выразил эти ужасы через сексуальные сцены, это его метод, встречающийся и в других фильмах. Упоминают, что сам Пазолини во время Второй Мировой жил в созданной Муссолини Республике Сало, и это его воспоминания (утрированные, конечно) о режиме этой республики.

Но как по мне, так это не только о фашизме фильм. Скорее, фашизм - это только один из вариантов того, что может вырасти из описанного в фильме.

А описана в фильме та ситуация, когда человек не управляет своими чувственными желаниями. Желаниями из разряда "низких". Я имею ввиду не только секс, но и многое другое, что касается не только тела, но и психики и призвано вызывать временное, но очень сильное, почти наркотическое наслаждение. Еда, алкоголь. Насилие. Ситуации доминирования. Любые человеческие страсти. Всем этим аффектам свойственно завладевать человеком, превращать его в животное.

Говоря коротко, этот фильм доказывает зрителю, что зло почему-то (интересно, почему так сложилось?) невероятно притягательно для человека, для человеческой души свойственно, и потому хотя бы маленький компромисс со своими страстями, со своими "темными зверями" в голове может привести к очень нехорошим последствиям и для самого человека, и для окружающих.

На первый взгляд, картина весьма безрадостная. Человек каждый день должен бороться со злом внутри себя, а оно еще и так сильно. Но вот тут (и это уже моя личная уверенность) нас спасает разум. Опять же неясно почему и зачем, но нам был дан разум, чтобы анализировать, что мы делаем, и останавливать себя, когда страсти заводят не туда. Сразу вспоминается многочисленные культы разума в истории человечества, к примеру, в Древней Греции или в Европе эпохи Просвещения. Или во времена Возрождения. Нашла афоризм Шекспира, созвучный моим мыслям: "Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и ум, чтобы обуздывать ее нелепости."

Кто-то скажет, что кроме разума в человеке есть еще склонность к любви, заботе, нежности, которые также могут быть теми силами, что борются со страстями. И опять же лично моя точка зрения состоит в том, что эти положительные чувства также каким-то образом связаны с разумом и происходят от него. Я предостерегаю читающих от того, чтобы воспринимать разум как исключительно умозрительное, логическое мышление. Под разумом я понимаю нечто большее, включающее в себя, возможно, и то, что называют интуицией, и внутреннюю склонность человека оценивать свои поступки как "хорошие" ли "плохие", и силу воли.

Такие мысли возбудил во мне фильм Пазолини. Это лишь мои мысли. Как и три тысячи лет назад, тема соотношения разума и чувств остается открытой)

ПС. Вот я написала про разум и его соотношение с положительными чувствами человека. А потом нашла описание того, ка Платон разбирает тему любви. По Платону, истинная любовь дается человеку только при помощи разума. "Все придумано до нас"))

ПС2 Спустя некоторое время после написания поста, осознала всю неопределенность употребленных мною понятий: "добро", "зло", "чувства", "разум", "страсти"...



Гравюра Франсиско Гойи "Сон разума рождает чудовищ" (цикл "Капричос", что значит "Причуды")