Сегодня, сдав, наконец, последний экзамен («культура изучаемого региона»), группой почти в полном составе пошли в ЦДХ на фильм Нагисы Осимы "Кладбище солнца".
Фильм оставил такое сильное впечатление, что не могу не написать о нем.
Во-первых, конечно, фильм тронул потому, что речь идет об истории страны, которую уже третий модуль активно изучаю в институте. Показывается весьма безрадостное для Японии время - разруха, наступившая после поражения во Второй Мировой войне, когда были буквально похоронены многие идеалы и мировоззренческие установки японцев. В таком прочтении название "Кладбище солнца" можно расшифровать как «кладбище Японии» («страны восходящего солнца»), и это, наверное, самое простое и очевидное прочтение. Показанные трущобы и населяющие их люди, ведущие безрадостную, нищую, звериную жизнь, бедственное положение страны и ее жителей - все это не могло не тронуть человека, для которого уже полгода слово "Япония" звучит чаще, чем собственное имя. Тяжелую атмосферу фильма формирует и изобразительный ряд, выполненный в тяжелых, нездоровых красно-желтых тонах.
Однако не только профессиональный интерес повлиял на то, что фильм мне так понравился. Да и если бы это была картина чисто "японская", поднимающая лишь о близкую самим японцам и некоторым исследователям тему, то Нагиса Осима не пользовался бы такой популярностью во всем мире и, наверное, не был бы художником в полном смысле этого слова.
Для меня это была, в первую очередь, картина о тех двух состояниях, которые свойственны людям и вне тяжелых исторических условий, хотя в момент обострения ситуации в обществе и в этой области наступает кризис и болезнь (очень страшно видеть следы этой болезни и внутри современного общества, и внутри самой себя). На два этих состояния также есть прямая ссылка в названии. Я говорю о состояниях жизни (явным символом которой является солнце) и смерти (кладбище). Не в физическом плане, конечно.
Герои картины, которые вертятся в одном окружении, но сходятся лишь к концу повествования - это молодой парень Такэси и девушка Ханако. Кроме них в картине много и других героев, о которых говорится весьма подробно, но я бы выделила именно этих персонажей.
Ханако - жесткая, решительная, практичная девушка. Она стремится любой ценой выжить в условиях, которые ее окружают (а условия эти ужасны: самое дно, трущобы Осаки с их узкими грязными улочками, публичными домами и криминальными бандами). Она лишена сентиментальности и вообще какой-либо чувствительности, и не останавливается перед шантажом, грабежом, убийством - мало что может смутить или поколебать ее на пути. Одна из важнейших идей Ханако - идея мести, которую она успешно предваряет в жизнь, даже если речь идет о мести родному отцу, обделившему ее деньгами в "общем деле". Основное занятие Ханако - торговля кровью, которую собирают у всех добровольцев за мизерную плату в импровизированном медпункте. Очевидно, что кровь, с которой имеет дело Ханако, - это довольно важный символ, многое говорящий о сущности этой девушки.
Что до Такэси - то его случай совершенно иной. Он попадает в банду вместе с другом Тацу. Ему не нравится заниматься делами банды, он не может смириться с постоянными разборками, избиениями девушек-проституток, убийствами, со всей этой атмосферой, которую другие герои уже перестали вовсе замечать. Как он несколько раз повторяет, его уже "тошнит" от такой жизни, и его желание - уйти из банды, уехать подальше от всего этого. Мягкость и чувствительность героя подчеркивает и печальная песня, которую он напевает (у него прекрасный, очень нежный голос). Забегая вперед скажу, что этой песней он приводит в испуг главаря банды, продолжая петь ее, даже когда тот приказывает замолчать.
Итак, два этих героя обитают в зверских условиях, в окружении людей, чья жизнь беспросветна, бессмысленна и полна отчаяния. Обитатели трущоб уже забыли о человеческих чувствах, многие из них как бы "отупели", перестав воспринимать окружающее и заглушая возникающее отчаяние в весьма банальными средствами - алкоголем, сексом, насилием.
Это - мертвецы.
Утратив связь с жизнью, с человеческим, они оказались по ту сторону существования, в области смерти. Они несут за собой смерть, разрушая окружающее. Они же к самой смерти относятся весьма спокойно, как к чему-то обыкновенному. Поражает огромное количество мертвецов (повесившийся пьяница, убитый член банды, пытавшийся сбежать с проституткой), к которым относятся без всякого почтения, страха или брезгливости. Так, убитого члена банды по имени Яцу находит на улице прохожий, и ни секунды не мешкая раздевает, снимая все ценные вещи, а потом платит дворнику за то, чтобы тот утопил тело в реке.
При отсутствии живого начала от любой вещи остается лишь оболочка, которая загнивает также быстро, как лишенное духа жизни тело. Лишенное духа жизни тело - это Ханако, на первый взгляд, самое, прекрасное, что есть во всех этих трущобах, яркий цветок, красавица в пестрых платьях с весьма притягательными округлыми формами и неподвижным гладким лицом. При ближайшем рассмотрении цветок этот оказывается искусственным, а лучше сказать, это скорее иллюзия цветка, опять же лишенная свойств настоящего растения: связи с землей, хрупкости, жизни.
Истинно живые в этом фильме чаще всего находятся в положении жертв. Они не могут выбраться из обстоятельств, их окружающих, как проститутка, пытавшаяся бежать с Яцу. Они запутались, потеряли себя, как пьяница, продавший свой паспорт, чтобы крепко напиться, а потом повеситься оттого, что потерял собственное имя, а с ним, окончательно, и смысл жизни и понимание самого себя. Те же, в которых еще бьется живой нерв, в которых еще остались какие-то человеческие представления, не могут дать волю этой жизни в себе.
Герои, которые стремятся жить, в результате погибают, а те, что активно выживают, остаются невредимы, но при этом, душевно они практически мертвы. Это прослеживается во многих сценах: к примеру, когда жители нескольких соседних домов находят повесившегося соседа-пьяницу, они не проявляют никаких свойственных такой ситуации чувств, наоборот, смеются над ним и издеваются. Зритель начинает сочувствовать самоубийце и видеть в его поступке именно это проявление живых искренних и вполне естественных чувств, когда как у оставшихся вживых людях этих чувств не наблюдается.
Герой Такэси, влюбляясь в Ханако, доверяется ей, а впоследствии ценой своей жизни спасает ее. Именно в этой сцене спасения проявляется, по-моему, вся его истинная живость: с двумя пулями в груди он вцепляется в ногу преследующего Ханако главаря банды, сдерживая его на рельсах до тех пор, пока обоих не переезжает поезд. Ханако же, также явно близкая к тому, чтобы влюбиться в Такэси, не может дать волю чувствам. В продолжительном кадре, когда два героя смотрят друг на друга, взгляд девушки остается по-звериному стальным, не допускающим никаких небезопасных чувств и слабостей. И все равно, мне показалось, что-то шевельнулось в ее душе, что-то, что дало новый поворот сюжету, приблизив зрителя к состоянию катарсиса, что позволило взглянуть на персонажей, и на саму Ханако, с чувством сильнейшего сожаления и острой грусти. Видимо, чувство грусти одолевает и саму Ханако после смерти Такэси, иначе к чему бы это судорожное желание выпить и этот новый, абсолютно безумный всплеск жестокости, приведшей к поджогу, разрушению, новым смертям.
Тадао Сато, высказывая свой взгляд на картину, утверждает, что основная идея фильма - это необходимость каждого человека быть сильным. Однако я увидела все совсем иначе. Для меня фильм скорее о том, как необходимо человеку быть - не слабым, нет - но человечным и живым, имеющим живое начало в каждом своем начинании, в каждом чувстве, каждом слове и действии. Без этой жизни даже самые лучшие начинания извращаются, гниют, приводя, в результате, к катастрофе. И даже если ужасные последствия этой «безжизненности» и можно исправить, то память о свершившемся остается навсегда, она висит тяжестью на душе человека (или целой нации), сковывая движения, бередя душу, путая мысли и покрывая жизнь неизменным налетом тоски и чувства безысходности, возникающих время от времени и будто бы вовсе без причины.
______________________________
В общем, открыла для себя очень интересного режиссера, пойду и на другие его фильмы, благо, ретроспектива его работ продлится до конца недели. Всем-всем-всем, кто живет в Москве или поблизости, очень советую! Информацию о месте проведения, времени, цене, а также о самом "Музее кино в ЦДХ" можно найти здесь: www.museikino.ru/